Яндекс.Метрика
Italian flag Russian flag German flag Netherlands flag Belgium flag Austrian flag French flag Spanish flag British flag

Турбокомпрессор и уход за ним

Хотя и существует множество самых различных проблем способных привести к поломке турбокомпрессора, все они могут быть разделены на пять условных групп:

1. Отсутствие смазки или задержка с подводом масла

Так как турбина вращается с очень высокой скоростью иногда доходящей до 100000 об/мин,  масло крайне важный элемент. Масло при определенной интенсивности его подвода и при определенном давлении должно выполнять следующую работу:
  (a) Должно  смазывать упорные подшипники и подшипники скольжения.  
  (b) Должно стабилизировать вращающиеся подшипники вала и подшипники скольжения.  
  (c) Должно действовать, как охлаждающее вещество в период до достижения турбокомпрессором высоких скоростей.

По мере повышения скорости вращения турбокомпрессора и увеличения нагрузки на двигатель возрастает и потребность в масле  в качестве  смазочного материала, а так же в качестве охлаждающего вещества. В случае малейшей задержки с подводом масла в турбокомпрессор  подшипник выйдет из строя. Проблема с задержкой  подвода масла может быть обнаружена очень просто. По появлению темного оттенка на подшипниках или на валу.Темный оттенок это просто цвет вала, подвергнутого воздействию  избыточного тепла.

2. Наличие в системе смазки инородных предметов/частиц или грязи

Многие  полагают и совершенно ошибочно, что если они эксплуатируют двигатели с  использованием грязного или загрязненного масла, масляные фильтры удалят все инородные предметы/частицы до того, как масло достигнет двигателя, а в нашем случае, подшипников турбокомпрессора. Это заблуждение может оказаться очень дорогой ошибкой. Все эти предметы/частицы  могут повредить подшипники в тех случаях, когда их количество окажется достаточным для вызывания износа подшипников и  износа стаканов подшипников, в тех случаях, когда частицы грязи окажутся настолько большими, что смогут забить  внутренние масляные каналы турбокомпрессора и вызвать нехватку масла. Вполне вероятно, что подшипники турбокомпрессора в этих случаях выйдут из строя раньше подшипников двигателя, просто потому что турбина турбокомпрессора вращается гораздо быстрее узлов двигателя. У блока работающего на  80000 об/мин скорость кончиков лопаток крыльчатки компрессора достигает 700 миль в час. У турбокомпрессоров новых конструкций эта скорость превышает 1000 миль в час.

3. Разложение масла

Смазка дизельного двигателя  крайне важна для его работоспособности и хотя нефтехимическая отрасль добилась значительных успехов в получении хороших масел, нам все еще приходится бороться с двумя основными проблемами:

(a) Ухудшение качества масла.  Характерные для современных дизельных двигателей высокие температуры могут вызвать разложение масла. В результате этого процесса получаются  сажистые (смолистые) материалы, которые прилипают к кольцам двигателя и вызывают другие проблемы. Окисление вызывается тем, что углеводороды в масле смешиваются с кислородом, в результате получаются органические кислоты. Их существует два основных типа: кислоты с низкими точками кипения и  кислоты, вызывающие сильную коррозию.
Эти продукты являются источниками нескольких проблем  в дизельных двигателях и турбокомпрессорах. Если позволить этим кислотам достичь высокой концентрации они начнут атаковать подшипники и тогда, вызывают на них точечную коррозию.  Приводя их затем к выходу из строя. Они так же вступают в реакцию с оставшимся маслом, образуя  осадок по всему двигателю,а особенно в фильтрах, что затрудняет подвод масла к турбокомпрессору. Более сильное окисление приводит к появлению нагара. В тех случаях, когда осадку позволяется накапливаться в системах смазки при его прохождении по турбокомпрессору он отбрасывается возникающей при вращении вала центробежной силой на стенки и внутренние поверхности  кожуха подшипника к которым он может прилипать, затрудняя свободное движение масла. Со временем наслоение этих соединений вызовет проблемы со сливом масла, в результате чего начнутся утечки масла из агрегата со  стороны турбины. Если будет допущено серьезное   накопление этих отложений со  стороны турбины, то из-за  воздействия высокой температуры произойдет их спекание. А это приводит к разбалансировке системы турбокомпрессора.

(b) Внешние загрязнения.  Пока мы  поговорили о разложении масла, причиной чему  являются воздействие тепла и воздуха. Мы должны рассмотреть воздействие и других факторов. К их числу относятся продукты сгорания топлива такие как зола, сажа, не сгоревшие остатки топлива и вода. Все эти элементы вызывают загрязнение масла. Способствует разложению масла и сам двигатель так как образующиеся в результате износа двигателя крохотные металлические частицы либо  попадают в масляные каналы турбокомпрессора, либо окисляются и ускоряют ухудшение качества масла. И наконец частой причиной выхода из строя становятся мелкие частицы такие, как пыль и гряз, попадающие в цилиндры через систему воздухозабора.

4. Инородные предметы/частицы в выхлопных системах или системах фильтрации воздуха

Любые попадающие в эти системы предметы/частицы без сомнения повредят турбокомпрессор и могут повредить двигатель. Поскольку турбокомпрессор это исключительно тонкий прибор.  Его уязвимость становится очевидной сразу же после попадания в кожухи любых частиц будут повреждены его крыльчатки, алюминиевые частицы которых могут попасть в двигатель, это в свою очередь приведет к повреждению поршней, клапанов,  гильз цилиндров и возможно к повреждению распредвала.
Таким предметами/частицами  могут быть как пыль в системе воздухозабора, так и фрагменты клапана двигателя в выхлопной системе. Следует также отметить, что если такие инородные предметы/частицы  остаются в этих системах последствия для турбокомпрессора могут быть следующими: возможная потеря мощности, черный дым, избыточное потребление масла или утечка масла и поврежденные крыльчатки.

5. Материалы и качество работы

Используйте материалы гарантированно высокого качества, постоянно производите контроль качества как материалов, так и работ.  Турбокомпрессор является вероятно самым недостаточно понимаемым компонентом двигателя и именно этот недостаток знаний о нем со стороны владельца автомобиля делает сферу обслуживания турбокомпрессоров очень трудным делом. Как мы уже  рассказали, турбокомпрессор увеличивает мощность двигателя примерно на 30%. Он не изменяет эксплуатационные характеристики двигателя, он лишь делает то, что ему подсказывает двигатель. Источником энергии для турбокомпрессора являются произведенные двигателем выхлопные газы, и мощность турбокомпрессора зависит от воздушного потока, давления и температуры. Если в работе двигателя происходят какие-то сбои, то турбокомпрессор не только не сможет помочь в их устранении, но и только усугубит проблему. Из сказанного следует, что замена неисправного агрегата новым не всегда решит проблему.